Корреспондент SHE развенчивает мифы о даме за рулем Когда в мире появился первый автомобиль, никто не верил в коммерческий успех этой идеи – чудачество и только. Когда за руль села первая женщина, никто не верил, что это всерьез. Забавный аттракцион для мужчин – не более того. Неужели «женский» стиль вождения – повод для мужского мифотворчества? Корреспондент SHE решила выяснить обоснованность автобаек о барышнях за рулем. Кто знает, может совсем скоро о женщине за рулем начнут слагать легенды?
Во времена первых «моторов» считалось, что за руль садятся только эксцентричные и эмансипированные барышни. Такой была Берта Бенц, супруга того самого изобретателя бензиновой машины Карла Бенца. В 1888 году она тайком от своего мужа проехала 180 километров на самодвижущемся экипаже. В России же балерина Нина Анисимова стала первой женщиной за рулем. Поговаривали, что среди танцовщиц, влившихся в балетную труппу Мариинского театра в 1920-30-е годы, именно она выделялась неистовым темпераментом и ярким сценическим даром.
Миф 1: женщина регулярно путает тормоз и газ
Преподаватели автошкол с улыбкой воспринимают байку о том, что женщина регулярно путает тормоз и газ. Оказывается, что это далеко не так (1:0 в нашу пользу!). Значит ли это, что разговоры о неадекватном поведении женщины за рулем – очередная попытка мужчин подтрунить над слабым полом? Все же ироническое отношение со стороны мужчин к авто со значком «туфелька» возникло не на пустом месте. К примеру, теряться при выборе направления – вправо или влево – женщины любят с широко открытыми глазами (особенно, когда дают задний ход).
«Ориентироваться в пространстве и определять размеры транспортного средства, дистанцию между объектами, боковой интервал дамам гораздо сложнее, чем мужчинам, – замечает директор автошколы «Лидер+» Сергей Четвертков.
– Женщина-водитель очень часто перестраховывается, когда ей, к примеру, нужно припарковаться. Она непременно выглянет из окна своей машины, осмотрится, все взвесит и аккуратно – миллиметр за миллиметром – займет нужную позицию». А если засомневается в своих силах, то привлечет кого-нибудь со стороны, усадив спасителя в водительское кресло. Что ж, признаем: глазомер у мужчин развит гораздо лучше, чем у нас, (1:1), просчитать ситуацию им удается быстрее. Однако, как утверждают преподаватели автошкол, теоретически женщины более подкованы, чем мужчины, и разобрать ДТП, в случае чего, мы сможем с большей точностью.
Миф 2: женщина за рулем занимается посторонними делами
Казалось бы, вот здесь мы и попались! Однако, по мнению начальника отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по Новосибирской области Алены Подзюбан (кстати говоря, она сама за рулем уже 10 лет), подкрасить губы в пробке или на красный свет вполне допустимо. А делать это на скорости просто невозможно! Поэтому не верьте мужчинам, которые утверждают, что видели, как барышня красила ногти за рулем своего авто. Выдумка! Более того, Алена не видит ничего страшного в том, если обладательница авто управляет своим «железным конем» в обуви на каблуках. Почему нет, если ей комфортно? Чего не стоит делать, так это переставлять диск во время движения на скоростной трассе, так как нехитрая манипуляция с диском может рассредоточить внимание. Что касается курения и разговоров по телефону, то здесь табу единое для всех, независимо от деления человечества на «М» и «Ж». К сведению всех любителей поболтать и покурить на ходу, с 11 августа 2007 года был введен штраф (в пределах 300 рублей) за курение и использование телефона во время вождения (что ж, счет прежний: 1:1).
Миф 3: женщина чаще становится виновницей аварий
Чтобы разобраться в этом вопросе и доказать или опровергнуть очередной миф, мы обратились к заместителю генерального директора по маркетингу Страхового холдинга «СТИФ» Сергею Мышко: «Женщина и автомобиль – абсолютно нормальное явление. Как водитель с десятилетним стажем могу сказать одно: неуверенных в себе водителей, когда сам являешься пассажиром, чувствуешь сразу. Причем они есть как среди женщин, так и среди мужчин. Если говорить об особенностях женской езды, то мне кажется, что у женщин существуют проблемы при езде задним ходом, тогда как вперед они двигаются очень даже уверенно и любят скорость. Ну а габариты своего автомобиля мужчины действительно «чувствуют» лучше». Рассуждать об этом можно бесконечно, однако факты – вещь упрямая.
Оказывается, что по статистике, аварий, произошедших по вине прекрасного пола, всего 16 %. Виновниками большей части ДТП становятся, как ни странно, именно мужчины. Причем «женские» аварии всегда менее масштабные: это царапины, небольшие повреждения автомобиля. В страшных ДТП со смертельными исходами почти всегда виновны мужчины.
И причиной этому, скорее всего, служит вовсе не кажущееся небольшим количество женщин за рулем (сегодня их как минимум процентов 40, а то и больше!), а мужской, агрессивный стиль вождения. В отличие от мужчин женщины ездят более аккуратно (2:1 в нашу пользу).
Миф 4: женщине на дороге не доверяют
Так уж сложилось, что за рулем общественного транспорта или такси мы привыкли видеть мужчин. Хотя… А как же трамвай, троллейбус? Или, к примеру, дамское такси! Кто бы мог подумать, что даже в неспециализированных такси есть водители в юбках. «Пилот» такси «Кабриолет» Татьяна говорит, что сильный пол реагирует на женщину-водителя по схеме. Обычно это происходит так: мужчина принимает известие о том, что за рулем дама, в состоянии ступора и легкого шока, затем молчание сменяется недовольством, бурчанием под нос, заканчивается поездка удивлением и неожиданным комплиментом: «Не всякий мужчина ездит так, как вы».
В большинстве случаев дамское такси предпочитают семейные пары с детьми, будущие мамы.
Если же пассажиром такого такси оказывается мужчина, то через замешательство и недоверие, он становится постоянным клиентом. Вот такой парадокс! (3:1 в нашу пользу!)
Миф 5: в критической ситуации женщина реагирует неадекватно
Ну вот, снова приехали! Что это – мужской шовинизм? К разговору подключился психолог Никита Лезин: «Есть женщины с мужским характером, по своей сути они – лидеры и привыкли доминировать. В их стиле лихачить и вести себя на дорогах нестандартно. Однако это скорее исключение, чем правило. Природой задумано иначе: для мужчины естественно направлять свои действия вовне. Поэтому водить автомобиль для него означает напрямую контактировать с внешними обстоятельствами.
Женщина, наоборот, по своей природе устроена так, что большую часть своей энергии она направляет во внутренний круг, то есть в дом и семью. Поэтому, садясь за руль и попадая во внешние обстоятельства, ей гораздо сложнее ориентироваться, чем мужчине».
Получается, что сильному полу не нравится, когда женщина расширяет свои возможности и выходит «вовне». Может быть, именно поэтому мужчины начинают вести себя не совсем этично, то и дело подрезая автолюбительниц на дороге. К слову, мужской шовинизм, как правило, свойственен слабым мужчинам. «Критикуя, принижая, не воспринимая женщину как партнера, они чувствуют себя увереннее и таким образом самоутверждаются. Именно поэтому для них женщина за рулем – это беспредел», – говорит Никита Лезин (4:1).
Как бы мы ни пытались разделить сферы влияния и «поделить руль», факт остается фактом: на курсах по автовождению, по статистике, из 30 человек только 5 – это мужчины. Такую тенденцию сегодня формируют вовсе не феминистские настроения, а работодатели, которые нередко отдают предпочтение кандидаткам с водительским удостоверением.
Карина Никульникова
Н Г С